
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
и читайте полезные статьи о здоровье каждую неделю

Автор статьи
Асанова Наталья Геннадьевна
Профессия: провизор
Название вуза: Иркутский государственный медицинский университет
Специальность: фармация
Стаж работы: 35 лет
Диплом о фармацевтическом образовании: 587802
Места работы: контрольно-аналитическая лаборатория, фарминспектор аптек и ЛПУ, компания «ПРОТЕК», провизор сервиса Мегаптека
Содержание
Первые шаги ребенка являются волнительным событием в жизни родителей. Момент, когда малыш начинает самостоятельно передвигаться, открывая для себя новый мир, — это важный этап в развитии маленького человека. В тех случаях, когда ребенок приобретает двигательные навыки с заметным отставанием от нормы, врачи говорят о диагнозе ЗМР — задержке моторного развития.
В этой статье рассказываем о том, в каком возрасте ребенок должен начать ходить, нужно ли ускорять этот процесс и почему некоторые дети ходят на цыпочках.
Не уверены, какой препарат нужен? В приложении есть удобный поиск и чат с провизором!
2,5 млн установок и более 60 тысяч отзывов в App Store и Google Play

Во сколько ребенок начинает ходить?
Педиатры и детские неврологи придают большое значение этапам физического развития малыша: началу сидения, ползания, ходьбы, бега. Сроки становления разных двигательных функций помогают своевременно выявлять детей с признаками задержки и оказывать им квалифицированную помощь вовремя.
Примерно в 7 месяцев у детей нормализуется мышечный тонус, появляется реакция опоры. В норме к 8-9 месяцам ребенок должен уметь переворачиваться с живота на спину и обратно, садиться, вставать на четвереньки и ползать. Появляются попытки вставать с помощью опоры и и первые попытки передвигаться, держась за опору.
В 9-10 месяцев ребенок уже сам встает и начинает ходить с поддержкой за обе руки взрослым. К 11 месяцам большинство детей уже самостоятельно стоят без поддержки и начинают делать свои первые шаги. А в период с 12-16 месяцев малыши должны уже научиться ходить самостоятельно. В этот период приобретается подвижность, появляется устойчивое равновесие, но походка может быть неуклюжей.

Как научить ребенка ходить самостоятельно?
Родители, как правило, переживают, когда, например, ребенку уже 1,1 год, а малыш не ходит самостоятельно. Многие пытаются искусственно приблизить этот этап в развитии. Но стимулировать двигательные навыки необходимо только в случае ЗМР и подтверждения диагноза педиатром и неврологом. Упражнения по стимуляции должны проводиться врачом-реабилитологом либо под его контролем.
Причины ЗМР могут быть связаны с генетическими факторами, неврологическими проблемами или другими заболеваниями. Также задержка может быть вызвана недостаточным питанием, отсутствием физических упражнений или стимуляции развития со стороны окружающей среды. Если родителей беспокоит, что ребенок «не пошел» к первому году рождения, то правильнее обратиться к врачу для проведения диагностики и определения причин этого состояния, а не заставлять его передвигаться в ходунках. Важно понимать, что мышцы ребенка могут быть не готовы справляться с ходьбой и попытки «заставить» ходить могут только навредить.
Здоровому ребенку стимуляция не нужна и вредна. Гораздо важнее правильно обращаться с малышом с первых месяцев жизни и вовремя обращаться к врачам при отклонениях. Чего нельзя делать:
- потягивать и дергать за конечности, чтобы взять на руки;
- носить ребенка лицом к себе с асимметричным положением
- головы и в положении, когда его голова запрокинута;
- пытаться самим присаживать и ставить на ноги;
- водить за руки на первом этапе самостоятельной вертикализации вместо постепенного самостоятельного обучения управлению центром тяжести;
- использовать на первом году жизни нефизиологичные приспособления (ходунки, прыгунки).
Ребенок ходит на носочках
Еще одна «боль» для родителей и проблема для неврологов — это ходьба детей на цыпочках. Успокоим наших читателей, что не всегда следует переживать из-за этого. Разбираемся, почему же ребенок ходит на носочках.
У детей сильно развиты икроножные мышцы, поэтому, когда и мальчики, и девочки только начинают ходить, вставание на цыпочки является абсолютно нормальным явлением. Во время ходьбы ребенок автоматически вытягивает ножку и становится на цыпочки. Чтобы малыш начал ходить, опираясь на всю стопу, можно делать специальный массаж.
Но в ряде случаев хождение на носочках свидетельствует о некоторых неврологических проблемах: задержке двигательного развития, психо-эмоциональных расстройствах, поражении мозга, генетических заболеваниях. Такие проблемы проявляются не только в виде этого симптома, но и в других тревожных нарушениях. Но если родители все равно беспокоятся, то им следует проконсультироваться с детским неврологом.
Знаете, где ближайшая аптека с нужным препаратом? Приложение покажет аптеки рядом и их цены.
2,5 млн установок и более 60 тысяч отзывов в App Store и Google Play

Краткое содержание
- К 11 месяцам большинство детей уже самостоятельно стоят без поддержки и начинают делать свои первые шаги. А в период с 12-16 месяцев малыши должны уже научиться ходить самостоятельно. В этот период приобретается подвижность, появляется устойчивое равновесие, но походка может быть неуклюжей.
- Стимулировать двигательные навыки необходимо только в случае ЗМР и подтверждения диагноза педиатром и неврологом. Упражнения по стимуляции должны проводиться врачом-реабилитологом либо под его контролем. Важно понимать, что мышцы ребенка могут быть не готовы справляться с ходьбой и попытки «заставить» ходить могут только навредить.
- У детей сильно развиты икроножные мышцы, поэтому, когда и мальчики, и девочки только начинают ходить, вставание на цыпочки является абсолютно нормальным явлением. Но в ряде случаев хождение на носочках свидетельствует о некоторых неврологических проблемах: задержке двигательного развития, психо-эмоциональных расстройствах, поражении мозга, генетических заболеваниях. Такие проблемы проявляются не только в виде этого симптома, но и в других тревожных нарушениях.
Источники
- Методические рекомендации ДЗ правительства Москвы. ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАТОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ;
- Петрухин A.C., Созаева H.С. Развитие двигательных функций у здоровых детей первого года жизни // Русский журнал детской неврологии. 2008. №4.
- Развитие двигательных функций у здоровых детей первого года жизни.

Выпускающий редактор
Долгих Наталия Вадимовна
Эксперт-провизор





